07:07 

О заслугах и желаниях

Бредоносец
Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени.
"Каждый человек - сам кузнец своего счастья" и жизни, собственно, тоже. Так что же заставляет нас думать в ключе "Если мое желание не исполняется, если я чего-то никак не могу добиться, значит я не заслужил этого, значит я недостаточно хорош/силен/независим/добр (нужное подчеркнуть)"? В сущности, кому мы служим, что бы получить желаемое?
Возможно, это тень воспитания: в детстве родители часто говорят нам "ты не заслужил эту игрушку". Хотя почему они навязывают нам роль слуги? (Это опять переносит нас еще на несколько столетий назад, во время крепостного права или куда там еще, например, к религиозному термину "слуга господня" или что-то в этом роде... в общем, ясно что слово "заслужить" в отношении желаний относится именно к историческим привычкам человечества.
Возможно это самое "заслужил" и способствует формированию объективной морали у детей, согласно которой любое нарушение установленных правил должно наказываться третьим лицом. А если наказание от такового лица не происходит, то оно обязательно проявит себя в виде неприятного происшествия с "нарушителем". "Так тебе! По заслугам!" - обычно приговаривается в такой ситуации.
И даже если эта ступень морали с возрастом преодолевается, некоторые ее аспекты так и остаются в первостепенной форме, как в случае приведенного в начале вопроса.

Если рассматривать развитие в динамическом ключе, то новый опыт, а так же реконструкционное свойство памяти должны бы хотя бы отчасти изменять усвоенные нами понятия. И количество опыта должно быть прямопропорционально этим изменениям. В большинстве случаев так и есть. Но тогда почему остаются эти нетронутые установки, навязанные постулаты?

В детстве есть интересный аспект: нарушил правила - наказание. Пережил наказание - свободен, можешь снова нарушать. В этой цепочке нет чувства вины. В самом деле, с появлением чувства вины человек переходит на другой, относительный, уровень морали. Но на первой стадии ребенок не чувствует ответственности, потому нет и чувства вины. Он просто знает, что сделал НЕПРАВИЛЬНО, но плачет совершенно не потому что сожалеет о содеянном.
Если все дело в ответственности, то она и будет ответом на первый наш вопрос.

Человек прибегает к формулировкам "я еще не заслужил счастья", потому что наверняка не знает, что именно он должен для этого сделать. А незнание отменяет чувство вины, соответственно отменяет и ответственность, и тем самым переносит нас в восприятие мира маленьким ребенком, который должен своим хорошим поведением заслужить игрушку. Но перед этим он должен определить, что именно является хорошим поведением.
Ребенок достаточно быстро справляется с подобными заданиями. И не надо говорить, что в случае с ребенком все просто. Это вы можете сказать с высоты прожитых лет и приобретенного опыта. В ожидании исполнения своих желаний вы тот самый ребенок, который должен построить нужную стратегию и применить нужную тактику. А что мешает взрослым людям?
Привычки и неэластичность способности к приспосабливанию. К сожалению, последний фактор становится все тверже с набираемым опытом.

Собственно, наверное именно эти негативные факторы и определяют насколько сильно мы желаем чего-то.

@темы: размышлизмы

URL
   

Дубль Три

главная