Ноам Хомский сравнивал языковое развитие с биологическим органом, который, как и остальные органы тела, развивается в течении жизни человека, следуя определенным этапам. При чем, будь это язык жестов или обычный разговорный, сложный с морфологической или семантической точки зрения, этапы развития всегда остаются одинаковыми и не изменяют своей очередности. Способность говорить и, следовательно, изучить тот или иной язык, при достаточном количестве внешних стимулов - это больше врожденная биологическая способность человека, а не социальное воспитание и не социальный продукт. Значит, есть в нас что-то такое, что заставляет нас использовать подобное средство коммуникации.
При этом существуют несколько свидетельств об использовании несвойственных человеку языков под действием гипноза или в случаях множественной личности. Почему это происходит? (Не знаю, честно)
Наверное, это самая бредовая из моих мыслей, но почему-то этот факт вяжется у меня с коллективным бессознательным, термином, введенным Юнгом для обозначения психических явлений, которые являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. (Психологос)
Так вот, если мы носим в себе этот архаический посыл к коммуникации, возможно ли, что в него собирается вся информация, услышанная нами о других языках за время нашей жизни? И на подсознательном уровне мы держим в себе несколько готовых языков для общения? Возможно, коллективное подсознательное, так же как и наша психика в целом, развивается по мере нашего взросления, вмещая в себе все больше информации не только о прошлых поколениях, но и о нашем собственном. Таким образом, с каждым новым поколением. этот "сундучок" становится больше и насыщеннее.
Этим можно объяснить появление грамматики в креольском языке (в отличии от пиджина).
Почему тогда сам пиджин не может похвастаться готовой грамматикой? Потому что это новый продукт, основанный только на архаическом инстинкте к коммуникации и базовыми, не полностью понимаемыми, посылами из коллективного бессознательного (на то оно и бессознательное). Второе поколение, стимулируемое пиджином, уже имеет в своем коллективном арсенале начальную форму принятой формы общения (которая передалась от поколения-разработчиков пиджина), она принимает роль в инстинкте к коммуникации и заставляет совершенствовать креольский язык.
На этой основе получается, что при рождении в человеке есть коллективное бессознательное, которым он еще не умеет пользоваться и не может его выразить в силу неразвитости необходимых для этого психических функций. По мере взросления и, соответственно, подвержению тем или иным жизненным ситуациям, стимулируется соответствующая информация коллективного бессознательного, которая и направляет или даже контролирует наши инстинкты, а частота стимуляции определенной информации определяет наши умения.