Сохраняют благополучие те, чей образ действий отвечает особенностям времени.
Ноам Хомский сравнивал языковое развитие с биологическим органом, который, как и остальные органы тела, развивается в течении жизни человека, следуя определенным этапам. При чем, будь это язык жестов или обычный разговорный, сложный с морфологической или семантической точки зрения, этапы развития всегда остаются одинаковыми и не изменяют своей очередности. Способность говорить и, следовательно, изучить тот или иной язык, при достаточном количестве внешних стимулов - это больше врожденная биологическая способность человека, а не социальное воспитание и не социальный продукт. Значит, есть в нас что-то такое, что заставляет нас использовать подобное средство коммуникации.
При этом существуют несколько свидетельств об использовании несвойственных человеку языков под действием гипноза или в случаях множественной личности. Почему это происходит? (Не знаю, честно)
Наверное, это самая бредовая из моих мыслей, но почему-то этот факт вяжется у меня с коллективным бессознательным, термином, введенным Юнгом для обозначения психических явлений, которые являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. (Психологос)
Так вот, если мы носим в себе этот архаический посыл к коммуникации, возможно ли, что в него собирается вся информация, услышанная нами о других языках за время нашей жизни? И на подсознательном уровне мы держим в себе несколько готовых языков для общения? Возможно, коллективное подсознательное, так же как и наша психика в целом, развивается по мере нашего взросления, вмещая в себе все больше информации не только о прошлых поколениях, но и о нашем собственном. Таким образом, с каждым новым поколением. этот "сундучок" становится больше и насыщеннее.
Этим можно объяснить появление грамматики в креольском языке (в отличии от пиджина).
Почему тогда сам пиджин не может похвастаться готовой грамматикой? Потому что это новый продукт, основанный только на архаическом инстинкте к коммуникации и базовыми, не полностью понимаемыми, посылами из коллективного бессознательного (на то оно и бессознательное). Второе поколение, стимулируемое пиджином, уже имеет в своем коллективном арсенале начальную форму принятой формы общения (которая передалась от поколения-разработчиков пиджина), она принимает роль в инстинкте к коммуникации и заставляет совершенствовать креольский язык.
На этой основе получается, что при рождении в человеке есть коллективное бессознательное, которым он еще не умеет пользоваться и не может его выразить в силу неразвитости необходимых для этого психических функций. По мере взросления и, соответственно, подвержению тем или иным жизненным ситуациям, стимулируется соответствующая информация коллективного бессознательного, которая и направляет или даже контролирует наши инстинкты, а частота стимуляции определенной информации определяет наши умения.
При этом существуют несколько свидетельств об использовании несвойственных человеку языков под действием гипноза или в случаях множественной личности. Почему это происходит? (Не знаю, честно)
Наверное, это самая бредовая из моих мыслей, но почему-то этот факт вяжется у меня с коллективным бессознательным, термином, введенным Юнгом для обозначения психических явлений, которые являются носителями опыта филогенетического развития человечества, передающегося по наследству через мозговые структуры. Содержанием коллективного бессознательного, по Юнгу, выступают архетипы - всеобщие априорные схемы поведения, которые в реальной жизни человека наполняются конкретным содержанием. (Психологос)
Так вот, если мы носим в себе этот архаический посыл к коммуникации, возможно ли, что в него собирается вся информация, услышанная нами о других языках за время нашей жизни? И на подсознательном уровне мы держим в себе несколько готовых языков для общения? Возможно, коллективное подсознательное, так же как и наша психика в целом, развивается по мере нашего взросления, вмещая в себе все больше информации не только о прошлых поколениях, но и о нашем собственном. Таким образом, с каждым новым поколением. этот "сундучок" становится больше и насыщеннее.
Этим можно объяснить появление грамматики в креольском языке (в отличии от пиджина).
Почему тогда сам пиджин не может похвастаться готовой грамматикой? Потому что это новый продукт, основанный только на архаическом инстинкте к коммуникации и базовыми, не полностью понимаемыми, посылами из коллективного бессознательного (на то оно и бессознательное). Второе поколение, стимулируемое пиджином, уже имеет в своем коллективном арсенале начальную форму принятой формы общения (которая передалась от поколения-разработчиков пиджина), она принимает роль в инстинкте к коммуникации и заставляет совершенствовать креольский язык.
На этой основе получается, что при рождении в человеке есть коллективное бессознательное, которым он еще не умеет пользоваться и не может его выразить в силу неразвитости необходимых для этого психических функций. По мере взросления и, соответственно, подвержению тем или иным жизненным ситуациям, стимулируется соответствующая информация коллективного бессознательного, которая и направляет или даже контролирует наши инстинкты, а частота стимуляции определенной информации определяет наши умения.
Мне пришла мысль, что в соответствии с теорией Юнга точнее будет сказать, что в нас заложены не готовые языки, а предрасположенность владения (овладения) языками, имеющими некую структуру. Возможно, это могут быть разные структуры, унаследованные нами от множества разных предков.
Идея, что коллективное бессознательное пополняется "на ходу", т.е. в течение жизни одного поколения - это любопытно. Но всё-таки мне кажется, что в нём находится не конкретная информация, а "схемы для информации" (как бы это сказать по-человечески?).
Кстати о языках. Я не помню, где конкретно и в каких выражениях, но что-то было об этом ещё у Серкина В.П. У него вообще книги очень интересные, хотя научными не все их можно посчитать. Он упоминает такую мысль, что язык формирует сознание человека, а не наоборот.
О языке и сознании много теорий. Тот же Выготский выдвигал идею похожую на ту, что у Серкина. Но в аким слуяае как быть с глухонемыми, которые до определенной точки развития жили среди говорящих и сышащих м без языка конкретного жестов?
Не совсем поняла, как это. Поняла общий смысл так: ребенок, у которого есть схема языка в бессознательном, обучается этому языку быстрее и эффективнее.
Да, действительно, что-то у Выготского тоже есть. Я, к своему стыду, не помню)) Помню только тех, кто понравился, и кого читала не потому, что задали, а из интереса.
А у глухонемых, получается, свой язык тогда формировался? С соответствующей схемой?
Я думаю, что это может происходить из совместного наличия инстинкта создания (или улучшения в данном случае - типа фрейдовского эроса) и уже присутствующей в коллективном бессознательном схемы пиджина, которому эти детки подвержены с самого рождения.
Глухонемые, что интересно, следуют той же схеме. Есть исследование рождения языка жестов в Никарагуа. Так вот там первое поколение придумало несколько жестов, чтобы понимать друг друга, но ни один лингвист не нашел в этом признаков языка (грамматика, синтаксис, выражение времени и т.д), а вот уже второе поколение всю жту грамматику привнесло в данный язык, используя те же жесты с некоторыми изменениями в скорости знаков в минуту. И все еще не могут понять, как это происходит
А интересно, эта грамматика в разных случаях похожая или везде своя?
Вы работу об этом пишете?
До работы мне ещё два курса учиться, слава Богу))) это так, просто в голову пришло)
А есть у вас какие-нибудь ещё труды на тему языка и психологии просто на слуху? Я бы ознакомилась с этой темой подробнее, а то у меня самой совсем обывательское представление) Только, боюсь, совсем научно-сложного не осилю)
Ничего страшного, я тоже иногда опечатываюсь. У меня дома и на работе клавиатуры разной ширины, и я не глядя не туда попадаю
Можно почитать Марка Бейкера "Атомы языка. Грамматика в темном поле сознания" - это один из наших учебников, который есть в русском переводе)
Второй учебник, к сожалению, существует только в итальянском варианте